Многие не забыли уличные автоматы с газировкой, родом из СССР, они являются прообразами современных вендинговых устройств. После того, как Союз распался, автоматы начали исчезать с привычных мест расположения, а уже в 21-ом столетии появились, как на новых, так и ранее использовавшихся для этого территориях.
Вендинг является востребованной в различных странах бизнес-деятельностью. Посредством торговых автономных точек, функционирующих почти без людской помощи, возможно:
- Приобретение шоколадных батончиков, бутылок с водой или газировкой;
- Осуществление покупки либо выигрыша мягких игрушек и другой сувенирной продукции;
- Прослушивание понравившейся мелодии (песни);
- Напечатание фотографий;
- Сделать заказ массажа спины либо ног;
- Произведение оплаты за коммунальные услуги и сотовую связь;
- Бронирование билетов на самолеты, поезда или заказ гостиничных номеров.
Для каждой конкретной из вышеперечисленных бизнес-сфер осуществляется производство вендинговых автоматов определенного дизайна, размерных параметров, особенностей обслуживающих операций, индивидуальной суммой начальных вложений, своим временем окупаемости и величиной прибыли. Нужно вести учет всех этих факторов еще перед началом трудовой деятельности в этой области.
Начало бизнеса: как правильно действовать и за что браться первым делом?
Строите планы о заработке на торговых автоматах? Не стоит спешить с покупкой техники и расходников. Сначала нужно разработать четкий и грамотный бизнес-план и определиться со своей целевой аудиторией.
Нужно принять решение о месте установки автоматов и о категории их конкретных пользователей. Все это влияет на стоимость, ассортимент и другие немаловажные детали. Если Вы планируете размещать автоматы в офисах, то лучше пусть это будут кофе-машины. В торговых центрах спросом пользуются автоматы игрушек и прохладительных напитков.
Если был сделан верный выбор на счет аудитории и места установки оборудования, то можно ожидать его быструю окупаемость и получение весьма солидной прибыли. Если же в бизнес-плане есть существенные прорехи (к примеру, Вы установили автомат с шоколадками и чипсами на территории фитнес-клуба), то обогащения не ждите, это и понятно. Важным моментов выступает проявление внимания к оборудованию конкурентов, таким образом тоже можно много чему научиться: увидеть ход продаж, востребованность определенной продукции и, наоборот, проследить за товарами, на которые нет особого спроса.
Важный момент! Отдельным пунктом в бизнес-плане должна выступать графа о рисках. Одного приобретения оборудования недостаточно. Нужно проводить мероприятия по его обслуживанию. Полезно знать, где лучше осуществить покупку запчастей, кого просить о ремонте при поломке. В качестве еще одного значительного риска выступает вандализм. Торговые и развлекательные центры имеют свою систему охраны, а вот для уличных автоматов риск быть взломанным гораздо выше.
Как определиться с формой налогообложения?
Одного желания о большом заработке от продаж недостаточно. Первоначально надо пройти регистрацию в ФНС и через внебюджетные фонды, как добропорядочный налогоплательщик. Есть возможность выбора:
- Как ИП, здесь к основным плюсам можно отнести минимальную отчетность, упрощенный бухучет. Если Вы не используете труд наемных рабочих, то не лишним будет заострение своего внимания на патенте либо ЕНВД;
- Как ООО, данная разновидность бизнес-деятельности подойдет тем, кто использует наемный персонал, большое число собственных либо арендованных автоматов.
В связи с тем, что оптовых продаж в вендинговом бизнесе почти не бывает, то остановить выбор на упрощенной системе налогообложения будет вполне уместным. Важно не выходить за грань ежегодных оборотных лимитов и не превышать среднюю численность сотрудников.
Особенности найма сотрудников
Какой бы высокоразвитой и современной не была техника, она все равно нуждается в регулярных обслуживающих мероприятиях (профилактические осмотры, капремонт, замена деталей). Говоря о вендинге, многие задачи усложняются. Здесь все время приходится думать о пополнении запасов тары (стаканчиков, бутылок), мелочи для сдачи и др.
Если Вы располагаете автоматами в количестве не более 10 штук, и они дислоцируются недалеко друг от друга, то закладку продукции можно производить самому. Если разброс техники велик (разные городские районы, пригородные населенные пункты), то помощник потребуется обязательно. Есть и конкретные ситуации, когда нужда в заправке автоматов расходниками в виде чая, кофе, сахара, воды, молока возникает по нескольку раз ежесуточно, в том числе и в выходной.
Наемные сотрудники – это наличие отдельных трат на заработную плату и взносы для внебюджетных фондов. Нужно помнить про ведение отчетности и предоставлении разноплановых ежеквартальных справок в ФСС, ФНС, ПФР, которые требуются десятками. В связи с этим возникает нужда в бухгалтере. Если плюнуть на формирование отчетности, то столкновение со штрафными санкциями и заморозкой РС неизбежно.
Проведение ремонта является отдельной затратной статьей. Если вы дружите с электрикой и электроникой, разбираетесь в этих областях знаний, то возможен самостоятельный ремонт. Делать этого не следует, когда автоматы на гарантии либо имеется ряд других ограничений от изготовителя. В таком случае лучше обратиться в специализированный центр обслуживания.
Все намного проще, если автоматы оснащены GSM и GPRS-модулями, могут выполнять самодиагностику. Когда случается поломка либо кончается продукция, владелец получает оповестительную СМС-ку. Конечно, цена на такие аппараты кусается, но зато не требуется проведение постоянных запланированных осмотров.
Все о первоначальных и текущих расходах
Любому бизнесу требуются вложения. Попробуем указать ряд вендинговых расходов на примере реализации кофе:
- Один автомат стоит по минимуму в районе 100 тыс. руб. От приобретения б/у техники лучше отказаться (ремонты очень дорогостоящи). Техника для снековой реализации стоит гораздо дороже (от 200 и до 500 тыс. руб.);
- Покупка зернового кофе, воды, молока, стаканчиков потребует от Вас еще где-то 10 тыс. руб.;
- Арендная плата за занимаемую автоматом площадь начинается от 3 тыс. руб.;
- Заработная плата персоналу составит от 10 тыс. руб. При проведении ремонта траты могут увеличиться еще на 20 тыс. руб.
Сложив все вышеупомянутые траты, получается, что минимальные начальные вложения составляют от 143 тыс. руб. При покупке современных автоматов нужно будет раскошелиться и на 350 тыс. руб., не менее. Приобретение всего одного автомата является бессмысленным, поэтому для продуктивного ведения бизнеса первоначально потребуется от 2,5 до 3 млн. руб.
Рассчитывая время окупаемости, нужно учесть, что за день приобретается около сотни стаканов кофе. Это число снижается, если рядом имеются аналогичные автоматы конкурентов. Из поступающих финансов придется платить за расходники, рекламные акции, аренду, налоги, выдавать заработную плату сотрудникам.
Плюсы и минусы вендинговой бизнес-деятельности
Что касается нашей страны, то здесь развитие вендингового бизнеса только начинается. Если на территории западной Европы, Японии, Китая, США на 4-5 десятков человек стоит один автомат, то на пространствах бывшего Союза – единственный автомат на 2-3 тыс. людей.
Интересная информация! В других странах через автоматы продают не только диски, снеки, кофе, чай, но даже пиццу, упаковки очищенных и нарезанных фруктов. В Японии и Китае таким образом продаются даже живые крабы.
В РФ вендинговый бизнес лишь начинает популяризироваться. При учете предпочтений постоянной клиентуры и регулярном пополнении запасов продукции, вполне возможно выбиться в лидеры в данной сфере.
Специалисты выделяют такие плюсы вендинговой деятельности:
- Наличие ликвидности. При возникновении критической ситуации, можно с легкостью продать все автоматы либо их часть;
- Нет необходимости в специализированных знаниях и наличии опыта. Главной проблемой выступает найм сотрудника, который может устранить, как мелкие, так и глобальные поломки;
- Перенастройка любого автомата на другой тип продукции довольно проста. К примеру, если один вид кофе не требуется спросом, можно вычеркнуть его и включить в меню другой, это займет не больше 10 минут.
Говоря о минусах вендинговой деятельности, нужно упомянуть российскую бюрократию, власть которой традиционна. Целый ряд своих претензий могут предъявлять различные организации (пожарные, СЭС, Ростехнадзор и т.д.). Чтобы установить автомат, лицензия или разрешение не нужны. Необходимо лишь заключение договора с хозяином того объекта, где будет монтироваться оборудование.
Можно выделить следующий перечень отрицательных вендинговых особенностей:
- Огромные цены на оборудование (б/у приобретать не советуем);
- Длительность сроков окупаемости (от одного года и больше);
- Вандализм и злоумышленники;
- Наличие зависимости от стоимости доллара., т.к. в нашей стране ни оборудования, ни комплектующих к нему не найти.
Все вышеуказанные недочеты привели к застою в вендинговой деятельности, который можно наблюдать уже в нынешнем 2020 году. Предпринимателям из этой сферы приходится самим решать целый ряд проблем, поэтому никакого расширения они, в большинстве случаев, не планируют.
В заключение хотим обратить Ваше внимание на то, что на сайте «Мирбезнала» можно приобрести POS-терминалы для вендинга. Советуем новый вендинговый комплект модели PAX D200, ознакомьтесь со всеми его характеристиками, перейдя по ссылке: https://mirbeznala.ru/product/komplekt-dlya-vendinga-pax-d200/
К тому же, на страницах нашего онлайн-магазина, есть подробная и полезная информация об особенностях и отличиях пос-терминалов для вендинга, стоит лишь кликнуть: https://mirbeznala.ru/lookbooks/vending/